Удивительные места Рязани: Борки




   Главная
   Что такое Борки
   В чем тайна Борок
   Археология и Борки
   Торговое место Борки
   Рязань и Борки
   Воинственные Борки
   Легенды о Борках
   Еще о Борках
   Что же будет с островом
   Shortly in English (eng)
Какова история и судьба Богоявленского монастыря на Борках?
  Великий русский географ и путешественник Семенов - Тянь-Шанский, происходящий из Рязанской губернии, писал: "Еще ближе к Рязани находится село Борки, имеющее до 2.500 жителей. Здесь существовал Богоявленский мужской монастырь, упоминаемый еще в ХV веке и закрытый в 1764 году.

Богоявленский монастырь Существует легенда, что один богатый человек, плывя на плоту в большой разлив, спасся на том самом месте, где в наше время находится Богоявленский монастырь. Он поклялся, что построит на холме, который его спас, построит храм. Так, по словам легенды, в XV веке появилась Борковская церковь. В списке с сотной грамоты 1557 г. он (монастырь) называется "царевым и великого князя Иоанна Васильевича" и упоминается находившаяся в нем каменная церковь Богоявленная господня. В 1576 г, Булгак Андреев, сын Корокодымов придал в Богоявленский монастырь вотчину свою деревню Андреевскую. А дале тае деревню со всяким угодьем по коя места ходила из оной соха и коса и топор". Близ монастыря находился бортный ухожий и владычных же бортников с богоявленским бортной уходе по половинам судерев затрубежный остров меж Оки реки и Трубежи, Но в 1619 г. черкасы (казаки атамана Сагайдачного из Запорожья - автор) перебили всех бортников и ухожей и остался в запустении: при нападении Черкасов, вероятно, пострадал немало и сам монастырь, и сами священники перебиты. В 1631 году декабря 3 дня Богоявленский монастырь был приписан к Новоиерусалимскому (вблизи Москвы – автор), а в марте 1684 г. снова возвращен в рязанскую епархию; в 1796 г, монастырь упразднен, а церковь обращена в приходскую». (Иоанн Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей, Зарайск, типография Титовой, 1884 г.).
Богоявленский монастырь Особое внимание московских церковных властей (патриарха всея Руси) к Богоявленскому, собору на Борках и передача его в этой связи в 1681 году под управление самого влиятельного русского монастыря Новоиерусалимского, находившегося под личным правлением патриарха, объясняется общим усилением центральной власти на Руси в неустойчивые времена, предшествовавшие правлению Софьи, а позже - готовящейся борьбы за власть стрельцов и сторонников Петра I. В этих условиях повышалась роль влиятельного рязанского епископства. С этим влиянием рязанского епископства вынужден был считаться и Петр I, который назначил в 1721 году известного просвещенного рязанского митрополита Стефана Яворского (был рязанским и муромским митрополитом в 1700-1721 годах) президентом Священного Синода, органа, созданного Петром I после упразднения в русском государстве высшего церковного сана патриарха. Поскольку Богоявленский монастырь и в годы митрополита Яворского в Рязани (1700-1721 гг.) был прямо подчинен и принадлежал лично митрополиту, следует считать, что на Борках бывал, и возможно временами и жил, этот очень интересный в истории России деятель церкви и культуры Яворский. До приезда в Рязань он был профессором по этике и риторике Киевско-Могилевской духовной академии, прекрасно писал и говорил, яркий проповедник. Его очень ценил Петр 1, как и Яворский Петра I.
При монастыре на Борках, по одной из древних летописей, было 25 дворов, из них значились как монастырские только 8. Однако Богоявленский монастырь на Борках, как свидетельствуют древние грамоты ХV и ХVI веков, в которых упоминаются и монастырь, и Борки, владел рядом сел, землями и лугами и в других местах, в том числе даренными и проданными ему. При монастыре также вершился боярами от имени царя "суд и расправа".
При Иване Грозном монастырь на Борках перестраивался. Крестьяне, жившие на Борках, должны были вносить оброк монастырю рыбой, медом, деньгами за пользование ловом на Оке, в озерах, за сбор меда диких пчел в Луковском лесу и в бору. В старину - половину от добытого, что отмечено и в древних грамотах.
Богоявленский монастырь Царев монастырь, а не само село Борки, был главным на Борковском острове, что упоминается в древних грамотах. От этого монастыря до нас дошла церковь на селе вблизи Оки, которая, однако была значительно переделана. После упразднения Богоявленского монастыря в 1796 году она была превращена в приходскую сельскую церковь на Борках. Дошли до нас также древние грамоты об этом станинном монастыре, о Борках, в названии крутого поворота Оки около монастырской церкви, именуемого Богоявленская лука и многочисленные на Борках фамилии Манакиных, что в действительности означало Монахини (изменения слов со временем), т.е. наверное, это были те, кто был прежде связан с Богоявленским монастырем на Борках, в период его существования (их предки).
Интересно вот что: в народе ходит слух о том, что в подвале этого храма есть подземные хода, настолько широкие, что две тройки лошадей смогут разъехаться. Направлены эти ходы в Канищевенский и в Солотчинский монастырь.

Вверх>>





   Шпалопропиточный завод
   →Богоявленский мон-рь
   Школа
   Детский сад
   Карточная игра Борок
   Великие дела
   Итоги
   Заключение
   Фотогалерея
   Статьи
   Видеоматериалы




    © Разработка сайта 2006-2017
    О.Кожикова.
Сайт управляется системой uCoz