Удивительные места Рязани: Борки




   Главная
   →Что такое Борки
   В чем тайна Борок
   Археология и Борки
   Торговое место Борки
   Рязань и Борки
   Воинственные Борки
   Легенды о Борках
   Еще о Борках
   Что же будет с островом
   Shortly in English (eng)


Какие племена поселились первыми на Борках и как они жили.

Удивительный исторический и исходный феномен древних Борок открывается, если углубиться не в столетия, а в тысячелетия. И тут важны не только находки различных предметов самых ранних культур, относящихся порой к 4-му тысячелетию до нашей эры (что само по себе теперь большая редкость для России). Не менее удивительны и загадочны другие стороны, связанные с Борками, например, их загадочное для нас теперь поселение на высоких песчаных дюнах в пойме Оки. Оказывается это явление было типичным для экономики рязанских племен. Выясняется достоверно также, что это были сугубо местные племена рязанские, не расселившиеся на других территориях, т.е. не оставивших нигде еще свою культуру и позже ассимилированных пришлыми поздняковскими племенами. Т.е. жизнь Боркам, как селению на буграх в пойме дали самые древние, местные рязанские племена, и их особенностями определяются многие находки в раскопках и само положение поселения на высоких песчаных дюнах в пойме Оки. В книге "Окский бассейн в эпоху камня и бронзы", Москва, 1970 г., стр.139 ("экономика рязанских племен") мы читаем: "Топография поселений рязанской культуры довольно закономерна. Все поселения расположены на песчаных дюнах первой надпойменной террасы Оки или по берегам озер и небольших рек - притоков Оки". Таким образом, жизнь Боркам как селению впервые дали местные рязанские племена, всей своей жизнью связанные с Окой, ее поймой, Мещерой... () ...чувствовали себя и свою жизнь очень связанными с перелетными птицами, как житель тайги – удэгеяц, ороч видит в тигре «своего дедушку», лучшего охотника. Вот видите, как можно много узнать из того, что Борки в древнейших времен не обычно стоят на песчаных буграх в пойме Оки и узнать не мало о самых древних наших предках и их жизни. В этом и заключается чудо науки, исследований: потянуть за ниточку, чтобы в твои руки попал весь клубок.
Место, где находилась Сакур-гора Такое важное торговое положение Борок в эту эпоху могло стимулировать появлению Борковского великого княжества. Возникновение его не может не вызвать удавлений, т. к., в эти века имелись и другие княжества в Мещере, Рязанского княжества и Рязани еще не существовало, а городов вблизи дремучих лесов тогда еще не строили. Данные исторической науки, археологии свидетельствуют о том, что Борковской остров и крупное селище на нем был фактически в VIII-ХIV веках, т.е. в течение 600 лет наиболее крупным и удобным международным и внутренним градом-торжищем на Средней Оке на древнем торговом пути "из варяг в греки", а также крупным портом. На Борках обнаружено при раскопках ряд иностранных пломб с прибывавших судов. Сюда везли серебро, драгоценные каши, духи, ковры, пряности. Отсюда вывозили в другие страны драгоценные меха, мед, воск, смолу, а такие хлеб, рыбу. Поэтому Борковской остров жил и развивался как древний торговый град на воде. Это соответствовало тем представлениям коренных рязанских племен о лучших с хозяйственной и военной точек зрения, о местах поселения в те века.
Основным промыслом рязанских племен в то время были охота, рыбная ловля, бортничество, добыча смолы. Что касается положения Борковского острова в самой пойме Оки, рядом с ее руслом и Святым озером, окаймляющим значительную часть острова, то это по военным понятиям того времени было идеальным как для обороны, так и для наступления. Военные операции в те века предусматривали в качестве главного использование водных районов как для удобного отхода на лодках, так и при внезапных ударах по противнику. Этот фактор явился причиной того, что в ХV веке был воздвигнут на Борковском острове вблизи Святого озера и Оки царев Богоявленский мужской монастырь-крепость. Вместе с Солотчинским и Троицким монастырями, заложенными для обороны Рязани на подступах к ней с трех наиболее опасных направлений, Богоявленский монастырь составил кольцо защиты - Рязани от нашествий степняков и крымских татар и помог ей выстоять. И теперь на Борках сохранилась прежняя церковь этого монастыря, которую местные жители по незнанию принимают за приходскую.
К серьезным достижениям археологических находок на Борковском острове относятся и остатки жилищ обитавшего здесь населения в X веке. Это были довольно хорошо устроенные полуземлянки с деревянными стенами, врытыми в песок по крышу и засыпанные сверху песком. Внутри они были достаточно просторны, имели стол, лавки, прототипы кроватей и вошли в археологические описания как полуземлянки борковского типа. В международной классификации орудий труда известен "скребок типа Борки". Окрестности села замечательны по находкам остатков каменного века: именно здесь на искусственной древней земляной плотине-холме, бил найден шалаш неолитической эпохи со щебневым полом, а близ него очаговая яма со следами печи, кострища, обломки глиняной посуды и кремневке орудия".
/П. II. Семенов, "Россия. Полное географическое, описание нашего отечества", том П, стр. 293/. Место, где находилась Сакур-гора На территории других областей России культура ранних рязанских племен нигде не обнаружена, что указывает на то, что рязанские племена жили оседло, не кочевали за пределы Рязанского края, держались Оки и ее притоков, дремучих тут ранее лесов. Основой их жизни была река, леса, озера, а занятия - охота, рыбная ловля и собирание меда диких пчел. Это подтверждается найденными при раскопках многочисленными разными предметами. Эти племена были смелы и отважны, что, наверное, передалось и борковчанам. Наиболее типичными местами поселений, которым они отдавали предпочтение, были острова в пойме Оки типа Борковского острова, берега больших озер, как это наблюдается в рязанской мещере.

Борки как пограничье.
К Боркам подходила древняя оборонная линия русских земель от степных нашествии. Ока была важной оборонной преградой русских земель. Переяславль Рязанский представлял начало большой протяженной засечной черты в ХVII веке на юге Московского государства как важная крепость. Однако укрепления Переяславля Рязанского в 1565 году, по описанию летописи, были в состоянии полной разрухи /А. Яковлев, "Засечная черта Московского государства в ХVII веке", Очерк из истории обороны южной окраины Московского государства, Москва» 1916 г., стр. 20/.
Согнувшаяся в 60-х годах ХVI века "засечная черта", начинавшаяся от Рязани и Борок, сраставшаяся десятилетиями, если не веками, собралась из укреплений, существовавших и раньше, но теперь была приведена в связанную и сплошную систему. Охрана и поддержание этой СЛОЖНОЙ линии обороны Московского государства были сделаны повинностью всего населения государства вообще и лежащих ближайших уездов в особенности. С третьей четверти ХVI века вводятся особые засечные деньги, поставлены для охраны засечной линии специальные должностные липа: засечные приказчики, головы, сторожа. В акте 1577 г. встречаемся на Рязани с «засечной воеводой" /там же, стр. 20/, которым одно время был и герой смуты князь Пожарский.
Исторические периоды.
В доисторическом периоде освоения древним рязанским населением Оки по выводам знаменитого археолога академика А.И Черепнина обозначены как наиболее бесспорные и надежные три периода:

  1. Период каменного века,
  2. Период употребления металлов,
  3. Период активных торговых отношений с арабами, процветавшие в VIII - начале ХII века, т.е. до валютного кризиса на Арабском Востоке и возникновения Рязанского княжества /см. академик А.К. Черепнин, "Очерк доисторического прошлого Рязанского края", к 800-летию г. Рязани, Рязань, типография Губернского правления, 1896 г., стр. 3-4/.

А какова история ближайших сел к Боркам и что в них происходило значительного?
Село Канищево. (Прежде называлось Скорнищево).
Канищево
”Близ этого села в 1371 году происходила битва рязанцев с москвичами, в которой, по словам летописи, господь помог великому князю Дмитрию Ивановичу (Донскому), а князь Олег Иванович (Рязанский) едва убежал с малою дружиной». (Иоан Добролюбов, Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархий, том I, Зарайск, типография Титовой, 1834 г.).Само название пошло от слова «конь».
Село Щумош.
Канищево
Село Щумош в летописных памятниках встречается на ранее ХVI в. Оно издавна принадлежит роду бояр Кобляковых. При содействии князь Рязанский Иван Иванович, воспользовавшись паникой, господствовавшей в Москва в июле 1521 г., при нападений на нее полчищ крымского хана Магмета-Гирея» ускользнул из плена (московского - автор) и думал скрыться в с. Щумоши, откуда бы ему было удобнее ссылаться (связываться - автор) с крымским ханом, а в случае неудачи, бежать в Литву, дня чего, по словам Сунбулова, и наказывал приготовить коней и собрать дружину из детей боярских. Князю Рязанскому, как известно, удалось ускользнуть вторичного плена (т.е.бежать из села Щумош за границу от плена в Москве - автор) и скрыться в Литву, хотя в Москве и полагали, что князь Иван убит татарами. (Добролюбов И. "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, том I, Зарайск, типография Титовой, 1834 г.).
Что представляло затем село Борки в 1676 году и позже церковь Богоявленская (в 4 верстах от Рязани).
"Село Борки значилось прежде в числе вотчин архиерейского дома, по переписным книгам 1676 г., в нем было 25 дворов (начало возрождаться - автор). В дачах к тому селу земли в 3 пустошах 360 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 600 копен, лесу не пашенного 5 десятин, рыбная ловли производились в озерах: Соловоще, Улукове и Поборном. Крестьяне в дом архиерейской "вместо пахоты» вносили оброку 70 руб. 32 коп. на год. (Общий оброк со всех жителей Борок), Существующая ныне в том селе, бывшая прежде монастырская, найденная церковь Богоявленная господня, с приделом Иоанна Богослова, построена в 1673 г., но в 1873 г. в настоящей устроен был новый иконостас; в 1877 г. распространен был и придел, а в 1830 г. в ней вместо древнего, поставлен новый иконостас; памятником древности остался только игуменский жезл". (Иоан Добролюбов, Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, том. I, Загорск, типография Титовой, 1884 год).

Вверх>>





   Шпалопропиточный завод
   Богоявленский монастырь
   Школа
   Детский сад
   Карточная игра Борок
   Великие дела
   Итоги
   Заключение
   Фотогалерея
   Статьи
   Видеоматериалы




    © Разработка сайта 2006-2017
    О.Кожикова.
Сайт управляется системой uCoz