Удивительные места Рязани: Борки




   Главная
   Что такое Борки
   В чем тайна Борок
   Археология и Борки
   Торговое место Борки
   Рязань и Борки
   Воинственные Борки
   Легенды о Борках
   Еще о Борках
   Что же будет с островом
   Shortly in English (eng)

Итоги

  1. Таким образом, Борки являются редчайшим древним селением на Средней Оке, тесно связанным с жизнью древних коренных рязанских племен охотников и рыболовов, сохранившим наиболее полно их быт, их культуру в многочисленных находках археологов за 100 лет на Борковском острове.
  2. Борки являются также крупным старинным русским поселением - торжищем, в IХ-Х веках на Средней Оке, т.е. до возникновения еще Рязанского княжества (возникло в ХII веке) и его столицы Старой Рязани. Борки были самым древним крупным центром торговли на Средней Оке в IХ-Х веках, Второй карьер и вид на Рязанский кремль о чем свидетельствуют найденные на Борковском острова многочисленны клады арабских монет и упоминание БОРКОВСКОГО острова известным иностранным путешественником по России в древние времена Гильберштейном, как и арабское название острова Судерев ("деревня на воде").
  3. Позже Борки также играли важную роль в жизни всего Рязанского княжества и в заложении места новой его крепости, а столицы Переяславля-Рязанского вблизи "старого торжища» Борок, о чем свидетельствует как выбор места крепости Переяславля-Рязанского (1095 г.) вблизи Борок, так и их тесная последующая связь: постройка на Борковском острове в целях защиты новой столицы княжества одного из трех важных монастырей на подступах к Рязани - Богоявленского монастыря вблизи Оки (на ее Богоявленской луке, крутом повороте), превращение этого монастыря в монастырь-резиденцию епископа Рязанского княжества.
  4. Торговый, монастырский характер древнего борковского селища, тесно связанного с новой столицей Рязанского княжества определил и характер занятий его жителей в прошлом: торговля. рыбная ловля, сбор меда диких пчел, а кроме того луга, лошади (извоз), коровы (молоко для города), кружева (промыслы, для города). На Борках и в древнюю старину и позже не пахали и не сеяли. Тут не было также ни помещиков, ни крепостных...
  5. В период смуты 1604-1613 годов и связанным с ней неоднократным приходом многочисленных войск казаков Заруцкого с Дона (Воронежа) власть в Рязани временно захватили казаки. После трагической гибели рязанского воеводы и организатора рязанского ополчения по освобождению Москвы от поляков Прокопия Петровича Ляпунова (зарублен 22 июля 1611 года казаками на "кругу" по подложному письму поляков и интригам Заруцкого), игравшего главную роль в управлении всей Россией в самые трудные времена смуты (1609-1611 годы) и делившего власть с атаманом И.М. Заруцким и князем Д.И.Пожарским, казаки особенно свирепствовали и грабили в Рязани и на Борках.
    Они дважды разоряли и жгли Борки, перебили его население. В 1618 году это полное опустошение и сожжение Борок и в значительной степени Рязани осуществили казаки атамана Сагайдачного, прибывшие сюда со Среднего Днепра, из Запорожья как союзники польских интервентов. Однако Борки выстояли, снова возродились и далее развились.
  6. Последующее развитие Борок связано тесно с развитием Рязани и в целом всего Рязанского края. Древнее пригородное село все более включалось в общий идущий торгово-промышленный процесс в Рязани и вокруг нее и, прежде всего, в строительство и работу одного из первых заводов вблизи Рязани -лесопильного, ветки к затону и работе в затоне в качестве грузчиков на баржах, в качестве каталей леса на своих лошадях (выгрузка-подъем леса из воды в затоне по слегам в штабеля), работа в речном порту. Почти более трети всего мужского населения Борок работали на лесопильном заводе и в затоне, на ветке, подвергаясь тяжелому физическому труду, эксплуатации подрядчиков и хозяев, обиранию кабаков, которых развелось на Борках к тому времени немало. Вторая не меньшая часть кителей Борок, примерно треть, были заняты извозом в городе Рязань - легковым и ломовым. Остальные, так или иначе, занимались своим хозяйством - коровами, лугами, рыбной ловлей сетями на челнах на Оке, плетением кружев и корзин, поставляя такую продукция в город.
    Училось на Борках мало, самое высокой образование -приходская школа, 2-3 класса. Неграмотность, церковь, суеверия, знахарство, костоправство, попойки и побои, особенно в праздничные дни, господствовали на селе. Любимыми развлечением были посиделки зимой, гармонь, святки, масленица, да свадьбы, которые охотно ходило смотреть почти все село. Если их не было, то они заполнялись охотно драками. По этой части были свои силачи и "чемпионы". Общая новая обстановка для Борок и вокруг них, влиявшая на их дальнейшую жизнь, складывалась так. С отменой крепостного права в Рязанской губернии усиливается развитие капитализма: растет промышленность, оживляется торговля. Во второй половине XIX века через Рязань прошли железнодорожные линии, связавшие ее теперь железной дорогой с Москвой (раньше была гужевая дорога), с Коломной, черноземными губерниями центра России, Поволжьем. Построенная в 1906 году узкоколейная железная дорога через мещерские леса до городка Тумы связала Рязань и с Московско-Нижегородской железной дорогой. Пристань в Рязани и в Борковском затоне стала осуществлять не только перевозки на судах, но и перевалку сельскохозяйственных товаров, соли, камня, металла, леса с речного транспорта на железнодорожный. Этому способствовала также железнодорожная ветка к Борковскому затону, построенная в 1876 году от Рязани к строившемуся у Борок шпалопропиточному заводу, который тут создавался для удовлетворения нужд в шпалах и лесопилочных материалах Рязано-Уральской железной дороги. В Рязани это было по существу одно из первых значительных предприятий. Были также построены в Рязани вспомогательные мастерские для ремонта подвязного железнодорожного состава.
  7. Новый коренной поворот в развитии и истории древних Борок наступил после Октябрьской революции и особенно после проведенной в 1929-1931 годах коллективизации села. Тогда возникло не только новое общественное хозяйство (колхоз) на Борках, объединившее луга, скот, орудия обработки, но и новая культура на селе и процесс сближения Борок с городом. Он завершился затем включением Борок в Рязань, строительством на Борках дорог, транспортных и телефонных связей, хорошей школы-десятилетки, сети магазинов.
    Выросла культура села и ее людей, многие из них пошли работать в Рязань как квалифицированная сила на различные предприятия (приборный, САМ и др.), в учреждения, торгово-бытовую сеть, немало учиться по разным специальностям. Все больше стирается далее грань между древними Борками и Рязанью. Их слияние как-то исторически оправдано, т.к. древнее крупное торговое селище Борки издавна дополняло более колодой Переяславль-Ря-занский и взаимодействовало исстари с ним. Однако Борки продолжают и в составе бурно развивающейся в промышленном и культурном отношении Рязани (численность ео населения увеличилась с 90 тысяч до воины до 500 тысяч в настоящее время) сохранять свою большую, уникальную историческую и культурную ценность как редчайший их памятник , который нужно хорошо и глубоко знать, ценить и охранять, как этого требует закон Российской Федерации об охране памятников истории и культуры.

    Вверх>>





   Шпалопропиточный завод
   Богоявленский монастырь
   Школа
   Детский сад
   Карточная игра Борок
   Великие дела
   →Итоги
   Заключение
   Фотогалерея
   Статьи
   Видеоматериалы




    © Разработка сайта 2006-2017
    О.Кожикова.
Сайт управляется системой uCoz